• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Гюзель Алкинская

    Роль Габдуллы Тукая – любимого татарского поэта – в моей жизни

    Мои размылшизмы о роли литературы в жизни человека.

    (Общение с книгой как с лучшим другом).


    «Что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира».

    Л.Н. Толстой (цитата из сайта «Музыка души»)


    (В конце повествования предлагаю для родителей, учителей и заинтересованных читателей некоторые ссылки на сказки-мультфильмы Г. Тукая, рекомендую прочесть книги-биографии серии ЖЗЛ, в интернете можно найти аудиосказки, электронные варианты произведений писателей и поэтов).

    Прочитала как-то интервью одной популярной писательницы из нашей республики, что ее пригласили в школу к детям, где проходили дни Г. Тукая. Это так замечательно, что в школах ведутся такие мероприятия – дети должны знать своих героев, великих деятелей!

    «Эх, - подумала я, - будь я на ее месте, я бы подготовилась и столько рассказала про Габдуллу Тукая!» Ведь с ним мой дедушка слегка был знаком, он – родом из Казани. Принесла б наглядности, нарисовала бы или сделала коллаж, нашла б в библиотеке его книжки, показала б мультфильмы. А как иначе? Я же учительница в прошлом, да еще четвертое поколение, привычка все делать детально, качественно, продуманно, чтобы было очень интересно и запомнилось. Даже, будучи в Санкт-Петербурге, меня удивила статья в интернете, что в Красносельском районе учительница провела внеклассное мероприятие по Тукаю.

    Мне повезло, наверное, родиться в семье педагогов, в какой-то степени. Привили много хорошего, особенно любовь к чтению. В моих генах течет татарская, русская, башкирская кровь – столько нужно знать! За все годы собрана достойная библиотека, которую начал еще тот самый мой дедушка, начиная с произведений Тукая, старинных книг, как «1000 русских загадок», книги серии ЖЗЛ и пополнялись томами великих классиков и современников. Благодаря маме-литератору и папе их стало больше, ведь помимо книг были полки с периодикой. Родители выписывал газеты и журналы, как «Техника молодежи», «Наука и жизнь», «Роман-газеты», «Юный натуралист» и детские, но все выписывались ежегодно, читались и сохранялись годами. У меня сохранились только часть «Веселых картинок» и «Удивительный монгол» (про лошадей) из «Роман-газеты» (вот лежит, № 21 (859), 1978, надо же, мне было всего 10 лет!)

    Мне с детства запомнились многие авторы и их произведения. В те годы не только мои родители-учителя «знакомили» с литературой, но и в школах полагалось знат фамилию, имя и отчество всех писателей, произведения которых проходили в школе и давали дополнительные произведения для внеклассного чтения. Как это было мудро! Мои дети, к сожалению, уже не настолько знатоки краткой биографии читаемой в школе литературы. А ведь именно память в детском возрасте как губка – все впитывает. Этот момент упускать нельзя. Далее просто засоряется разной информацией, но, я думаю, что азы все же должны быть обязательно. Старайтесь увлечь чтением – читайте сами при них. Я это помню, и мои дети читают до сих пор и с удовольствием. Пример всегда заразителен, мой покойные прародители «посеяли зерно» прочно. Может, поэтому мы и выбираем профессию преподавания и воспитания? Может быть – чему учимся и что умеем, научим других.

    Как ни помнить, как однажды мама мне принесла красочную книгу – сказки Тукая. Сразу не дала книжку. Поели, сделали домашние дела (тогда я в садик ходила) и: «Кончил дело – гуляй смело», - любила говорит мать. Ближе к нужному времени она посадила меня на колени, и сказка тоже тут как тут. Запомнилась больше «Водяная» («Су анасы»). Сначала мама мне рассказала про сказку на русском языке, пояснила слова, выражения, которые могла тогда не знать, этакий мини-словарная работа перед чтением на родном языке. Так как я родилась в провинции и год прожила в деревне, «эпэй-тузлык» (основы речи знала) научилась говорить по-татарски. А потом резко переехала на свою вторую родину, в русский город, в садике разговаривали только на русском. Тогда в России никто и подумать не мог про преподавание родному языку в республиках. Мама старалась, чтобы я овладела двумя языками. Так «Су анасы» и «Шурале» - первые мои «родные» произведения. Память – уникальная штука, надо – не надо – все запоминает, что нужно данному человеку. У меня тоже много чего запомнилось, и уж если есть что рассказать, то могу уделить внимание теме.

    Пока мама читала, я рассматривала рисунки. Как не вспомнить иллюстрации к сказке «Су анасы»?! Вот лупоглазая страшная зеленая, как лягушка, женщина сидит на берегу, как помнится, и расчесывает желтой (наверное, золотой) расческой волосы на берегу и смотрится в зеркало (запомнилось по пушкинской сказке). Может, и не расчесывается, но хорошо помню ее лицо, волосы, жуткие глаза как у рыбы и желтый гребень – не простой, а красивый, ажурный. А дальше – страшные картинки с каждой последующей страницей только увеличивают страх. Вот она бежит зеленая, как русалка, за мальчиком, который в ужасной гримасе старается спастись. Наверное, не во возрасту рисунки, слишком правдоподобно художник страшилку нарисовал. Тогда было страшно. Но с другой стороны, как бы я запомнила, что это – Тукай?

    Так же и с «Шурале». Запомнила, дровосек-парень, лес и Шурале худой с ним беседу ведет.

    Прошли годы. Спустя почти 40 лет, Тукай вновь напомнил о себе.

    Ипотека и безработица вынудила меня оставить детей на ответственность мужу, и я три года зарабатывала, чем и помогала детям и мужу, в Санкт-Петербурге.

    Много хороших людей повстречалось в те годы, подружились и общаемся до сих пор. Есть куда ехать и у кого остановиться.

    Однажды я искала работу и съездила на ярмарку вакансий в какой-то дворец молодежи. Одна бабушка (Марзия) остановила меня и спросила улицу, потом присоединилась ко мне, и мы вместе зашли. Я – по делу, а она – за компанию. Так, она стала моей питерской старшей подругой, с которой иногда мы встречались. Благодаря ей только я побывала в татарской мечети, путешествовала по ее району и побывала на разных улицах, парках, прошлась по улице, где находится зоопарк, видела здание Балтийского Дома (театра). На его территории недалеко от входа, посидела на больших металлических «тронах» (прямо как Машенька из сказки, которая погостила у трех медведей), с надписью «Режиссер. Кама Гинкас». Потом, несмотря на жуткий ленинградский холод, все же села и на память для матери сфотографировалась, сидя на троне литовского актера Донатаса Баниониса – ее любимца.

    Когда бы я прошлась по улице, где она живет? Что такого интересного? Нам, непитерским, с интересом смотрятся боевики и криминальные фильмы, которые снимаются на улицах северной столицы, а ее улица – закоулок с тупиком – место, подходящее. "Не удивляйся, если ты вдруг увидишь, как у нас снимается очередное кино", предупредила она. жители уже привыкли в «выстрелам», погоням, камерам – интересно было пройти по этой улице мимо ее дома.


    Когда бы я еще побывала в Петропавловской крепости, что на Заячьем острове?

    Когда бы сфотографировалась возле памятника Тукая? Бабушка не знала о нем, они переехала жить из Узбекистана, спасибо маме и книгам, сумела немного рассказать. Знания пригодились!

    Конечно, я с удовольствием снялась на фотоаппарат на фоне Тукая.

    Вот что пишут про памятник:

    «Описание: Памятник Габдулле Тукаю в Санкт-Петербурге.

    Памятник известному поэту, основоположнику татарского литературного языка Габдулле Тукаю (Габдулле Мухамедгарифовичу Тукаеву) установлен в Санкт-Петербурге. Памятник располагается в сквере на пересечении Зверинской улицы и Кронверкского проспекта, на этом месте когда-то была татарская слобода. Бронзовая скульптура является подарком городу от республики Татарстан. Открытие монумента состоялось в 2006 году. Событие было приурочено как раз к 120-летнему юбилею "татарского Пушкина", как называют великого поэта. В открытии памятника приняла участие делегация из Татарстана. Для достижения портретного сходства скульпторы Ахнаф Зиякаев и Ян Нейман использовали фотографии поэта. Архитектором проекта выступил Станислав Одновалов. Основание постамента сделано из гранита. Верхнюю часть занимают горельефы по произведениям Тукая, также изображены персонажи одной из его сказок. Высота памятника - 240 сантиметров.

    Читать подробнее на http://www.rutraveller.ru/place/27003»

    Кто же такой любимый в нашей семье Габдулла Тукай?

    Можно переписать из книжек аннотации, можно из ЖЗЛ, можно вспомнить, но проще и правильней будет дать некоторые ссылки для заинтересованных читателей (в конце имеется список источников моей статьи).

    Очень понравилось название «Тукаеведение» и сразу же такое красивое приветствие на сайте «Добро пожаловать на Интернет-портал, посвященный татарскому поэту Габдулле Тукаю (1886-1913)». И дальше яркое словосочетание «Феномен Тукая». Как интересно, не правда ли?

    В статье (даю только начало) Т. Галиуллина и Р. Сабирова «Габдулла Тукай: навеки народный» они начинают тоже заманчиво (как дальше не прочесть?) Перепечатываю вручную, копировать не получается: «Габдулла Тукай... Литературный гений, который прожил всего 27 лет, своими яркими и звучными стихами заслужил высокого звания «народный поэт». В чем же причина такого признания? Габдулле Тукаю, родившегося 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч под Казанью, сиротство настигло еще в колыбели: в пятимесячном возрасте он остался без отца, в три года – без матери».

    Какой несчастный ребенок. Читаешь и слезы наворачиваются. Впечатлительный я человек. В наше врем этим мало кого удивишь. Но биография великого человека, который не сник и смог выжить, своим примером помог многим подняться на ноги и не упасть духом! Для меня этот пример до сих пор актуален! «По сути, Тукай на себе испытал состояние человека, родившегося и выросшего в самых тяжелых условиях жизни, что позволило ему во всей полноте изобразить трагическую историю татарского народа, его тяжелое настоящее и туманное будущее».

    Дальше – больше. Нужно читать, читать много и сравнивать, чтобы найти общее и увидеть настоящую правду, как кто-то писал, Блок, кажется.

    Мой дедушка, по словам мамы и записей в большой книге, был знаком и с Г. Тукаем (сам был шакирдом) и с М. Гафури (про него есть рассказ, его написала раньше, в прошлом году. Тогда моему сыну было 12 лет и я прочитала ему то, что умел в его возрасте делать Гафури). Да, в воспитательных целях я прибегаю и к примерам великих. Не только российских. Кто знает, может, и мой дедушка читал (сайт Национальной библиотеки Республики Татарстан): «В начале 1907 года Тукай покинул медресе "Мутыгия" (слышала я от мамы это название, было в документах, Г.А.) (Тухватуллиных). Началась его "вольная жизнь". Стихотворение "Что рассказывают шакирды..." (январь 1907 г.) явилось как бы декларацией, призывавшей интеллектуальное молодое поколение "идти в народ":

    Старое забудем.

    В счастье и беде

    Мы народу будем

    Помогать в труде.

    Будем делить с ним

    Радость и горе,

    Будем с народом

    Всегда и везде.

    (Перевод С. Липкина».

    Не буду развивать тему длинно, моя цель – ознакомительная и написана как воспоминание о лучших годах жизни – детских, о том, как литература может быть помощником в воспитании детей, какую большую роль играет литература в жизни человека в целом. Об этом можно прочитать, но, желательно, держа в руках настоящую книгу!

    В конце своей мысли хочу уверенно сказать, что детей и народ я люблю! Учительство, а также репетиторство и воспитательская работа в Санкт-Петербурге смело может доказать это. Я – маленькая частичка своего большого народа. Горжусь нашими непростыми корнями, среди которых большое место имеет татарские, всегда буду стараться быть полезной обществу, детям. Вот хотя бы творчеством и просвещением, и умереть не стыдно будет:

    «Жизнь люби, люби народ!

    Мир, его, его стремленья!

    Ну, а если смерть придет,

    Умирай без сожаленья!

    Светлым будущим дыша,

    Презирая оскорбленья,

    Все стерпи ты!

    Лишь душа

    Пусть не знает униженья!»

    Г. Тукай.


    Спасибо маме за Г. Тукая, за его слова, за его мудрость и жизненный опыт, который мог бы послужить примером для многих людей. Мы гордимся им и будем передавать из поколения в поколение традиции народные через классиков.millattashlar.ru


    Некоторые источники моей статьи:

    Детские книжки из моей домашней библиотеки:

    - ЖЗЛ (Жизнь Замечательных Людей),

    - Сказки «Шурале», «Су анасы»

    - Татарская электронная библиотека : «Шурале»

    - Рассказы мамы – филолога (см. биографию) – о жизни поэта, в детстве читала наизусть «Шурале» и «Су анасы».

    - О памятнике Г. Тукаю в Санкт-Петербурге.

    - Габдулла Тукай: gabdullatukay.ru, gabdullatukay.ru


    Предлагаю ознакомиться с:

    Мультфильмы:

    Мультфильм "Кырлай" по стихотворению Г.Тукая

    Мультфильм «Су анасы» (Водяная) на русском языке

    Мультфильм Су анасы (Водяная) на татарском языке

    Г.Тукай шигыре буенча "Бала белән Күбәләк" мультфильмы

    Г.Тукай шигыре буенча "Кызыклы Шәкерт" мультфильмы

    Шурале


    Татарская электронная библиотека: Габдулла Тукай

    • Безнең милләт үлгәнме, әллә йоклаган гынамы?

    • Шурәле

    • Су анасы

    • Кярханәдә

    • Кәҗә белән Сарык хикәясе

    • Сайланма шигырьләр 1905-1906

    • Сайланма шигырьләр 1907

    • Исемдә калганнар

    • Шурале (рус)

    • Водяная (рус)

    • Сказка о козе и баране (рус)

    • Стихи (рус)


    Национальная библиотека Республики Татарстан

    «Все для детей»

    «Город Казань. Официальный сайт города»

    Гугл-поиск: Тукай, Габдулла. Википедия

    Сайт музея Габдуллы Тукая в селе Новый Кырлай, где можно найти некоторые произведения Тукая Габдуллы на русском языке и на татарском.

    Гюзель Алкинская
    .
  • Гюзель Алкинская:
  • Случай с утёнком Кряшей (сказка)
  • Роль Габдуллы Тукая – любимого татарского поэта – в моей жизни
  • Берегите родной язык! Текст песня «Туган тел» («Родной язык») Г. Тукая




  • ← назад   ↑ наверх