• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Марсель Ахметзянов



    Ахметзянов Марсель Ибрагимович ( 1939 г.р.)
    Заведующий отделом рукописей, научного и архивного фонда ИЯЛИ АН РТ, доктор филологических наук;
    Окончил Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина;
    Тема канд. дис.: "Исследование татарских шеджере в историческом и языковедческом аспектах" (1981 г.);
    Тема докторской дис.: "Новые археографические материалы как источник по истории татарской литературы" (1998 г.);
    Марсель Ибрагимович Ахметзянов

    Издания
    Татарские родословные (1995)
    Казань Татар. кн. изд-во 1995- 1995
    Татарские шеджере (1991)
    (Исслед. татар. шеджере в источниковед. и лингв. аспектах по спискам XIX-XX вв.) / Марсель Ахметзянов ; Казан. науч. центр АН СССР, Ин-т яз., лит. и истории им. Г. Ибрагимова 152,[4] с. 20 см Казань Татар. кн. изд-во 1991
    Память о предках татар Поволжья и Приуралья (судьба татар Ногайской Орды); АН Респ. Татарстан. – Казань, 2007. - 48 с.



    Родословные татар Пермской области

    Родословные татар, живших в Пермской области, довольно поздно начали входить в научный оборот. Их первые образцы были представлены в трудах историка Шигабутдина Марджани (1818 - 1889). В одной из рукописных книг, сохранившихся в архиве ученого, находится текст родословной поэта Гали Чокрый (1826-1889) (который ведет свое происхождение от пермских татар), отправленный Шигабутдину Марджани. Известно, что на сегодняшний день существует несколько версий родословной Гали Чокрый. Немало тех, кто, имея примитивное представление об исторической правде, высказывают абсолютно нелепые предложения. Как известно, в России до 1920 года в удостоверениях личности не было графы о национальности. Основными пунктами считались вероисповедание и социальное положение. Поэтому в графу о социальном положении вписывались официальные названия различных социальных групп татарской деревни. Среди них встречаются такие названия, как казак, тептяр, башкир, мурза, тархан, лашман, мещанин, чемоданный, солдат, земледелец. Отличия этих социальных групп состоят только в их разном праве на имущество, особенно на землю, а все остальное у них одинаково, например, язык, фольклор, музыка, вера, деревня, город, закон, школа, государственные повинности и т.д. Разумеется, у каждой социальной группы есть своя история возникновения, развития, упадка, |исчезновения. Это уже относится к сфере генезиса классов в общенациональной истории. За период советской власти эти социальные группы практически исчезли и в каждой нации искусственным образом были созданы такие общественные формирования, и рабочий, крестьянин-колхозник и служащий.

    Некоторые политики в Уфе, имеющие весьма приблизительное отношение к науке, взяли на вооружение упомянутую выше социальную классификацию, и из социальных групп башкир, тептяр, тархан, мурза, мишар, нагайбек начали создавать новые национальности, разрушая тем самым национальное единство татар. Прежде всего был нанесен удар по национальному языку - были сделаны попытки по переводу их на башкирский литературный язык, созданный в 1924 году. Разумеется, внедрение в татарскую массу "искусственного башкирского литературно языка" ничего кроме вреда принести не могло. Например, искусственный язык эсперанто так и не смог приобрести общественно-социальную функцию, да и вряд ли это было возможно. Для пермских татар башкирство было исключительно социальной категорией и к их языку этот социальный термин никакого отношения не имеет. Именно поэтому попытки объявить поэта Гали Чокрый представителем башкирской нации - большая ошибка. Об этом свидетельствуют все материалы родословной поэта. Попытки ассимилировать частями татар, живущих на Урале, основываясь на распространенности в 19 веке определенных социальных терминов, есть не что иное, как безумные амбиции тех, кто примкнул к башкирской нации, а также отражение политики геноцида, проводимой в Российской Федерации по отношению к татарам. В данном случае мы бы не хотели подробно говорить о проблеме башкиризации татар. Но, поскольку при реализации этой политики активно привлекаются и татарские духовно-культурные источники, мы считаем своим долгом доказать, что эти памятники являются все-таки татарским духовным наследием.

    Начнем с родословной татарского поэта XIX века Гали Чокрый. Сам поэт впервые изложил на бумаге свою родословную, почерпнутую им из старинных легенд, услышанных от стариков. Эту информацию он получил на татарском языке, и на этом же языке он ее и записал. Некоторые башкирские филологи в Уфе из особого "уважения" и "почтения" называют татарский язык "древнетюркским языком". Мы же, татары, с присущей нам скромностью называем свой язык, довольно далеко ушедший в развитии от древнетюркского языка, очень просто - татарским. Поэтому что если окинуть взором этапы развития татарского языка на протяжении столетий, то легко увидеть появление новых грамматических особенностей, постепенное исчезновение некоторых явлений, их архаизация и т.д. Широкое проникновение в татарский литературный язык в более позднее время арабо-персидских, турецких элементов также не дает оснований называть наш язык "древнетюркским". Ученые-филологи не могут игнорировать такие факты и изменения. Однако иноязычные элементы, хотя и расцветили татарский литературный язык, но не исказили его фонетическую систему. Это подтверждается материалами текста родословной Гали Чокрый.

    "Среди биев Чингис-хана был Майкы би. Об Урдач би племени Мин:

    1. Майкы би, его сын -

    2. Илэк би, его сын -

    3. Уалчык би, его сын -

    4. Булгайыр би, его сын -

    5. Кара Табын би, его сын -

    6. Ахметшаих би, его сын -

    7. Абдал би, его сын -

    8. Чулман би, его сын -

    9. Кулман би, его сын -

    10. Давермэн би, его сын -

    11. Худайкул би, его сын -

    12. Худояр би, его сын -

    13. Давлетъяр би, его сын -

    14. Давлетбай би, его сын -

    15. Исэн хан, его сын -

    16. Бурак би, его сын -

    17. Кийек -

    18. Шариф-

    19. Габдель -

    20. Мелла Габдессалих -

    21. Мухаммед-Гали Чокрый".

    С точки зрения фонетической системы текст написан на чисто-татарском языке и в рамки фонетической системы башкирского языка никак не укладывается. Это видно уже из наличия графонемы "Ч": Чингиз, Уалчык, Урдач, Чулман, Чокрый. Почти все эти слова используются в активной лексике татарского языка. Все имена, содержащиеся в тексте родословной, можно встретить и в других татарских текстах.

    Упомянутые в начале родословной имена Майкы би, Урдач би, Чингис называются персидским историком Рашидеддином в его книге "Джамит-таварих" среди вождей татарских племен, позже эти имена были обнаружены и в текстах родословных татар Ногайской орды.

    Вот история еще одной родословной, имеющей отношение к татарам, проживавшим в Пермской области. 1 апреля 1912 года в главном здании Казанского университета, на третьем этаже была организована выставка древних татарских печатей из коллекции местного краеведа Л. О. Сиклера.

    Заметка "Выставка древностей", опубликованная 5 апреля 1912 года в выходящей в Казани газете "Йолдыз" (№ 815), рассказывает об этом событии. Автор заметки не указан, но можно не сомневаться, что это - редактор Ахмед Хади Максуди. В статье сообщается, что на представленных на выставке татарских печатях написаны родословные древних родов до третьего колена и их происхождение, а также автор говорит о возможности определить по этим родословным, предкам каких родов принадлежали данные вещи. Газета обратилась к тем своим читателям, у которых имелись родословные, с просьбой прислать копии текстов. Газета предполагала публиковать родословные на своих страницах, а позже издать их отдельной книгой. Татарские читатели, разумеется, не остались равнодушными к этой просьбе, и в редакцию начала поступать различная информация. 23 апреля 1912 года в газете была опубликована родословная Минушевых, состоящая из 38 колен. Особенно интересно содержащееся в ней сообщение о том, что татары - жители города Булгар, разрушенного во время нашествия Аксак Тимура, переселились на Горную сторону, в деревни Шемяково и Черемшан.

    Один из вариантов этой родословной был включен нами в книгу "Татар шежэрэлэре" (Казань, 1995).

    Думаем, что в редакцию поступило немало копий родословных, но, поскольку архивы газеты "Йолдыз" не сохранились, дальнейшие рассуждения на эту тему бессмысленны. Хотя предположение это не беспочвенно.

    Летом прошлого года Фарида Гаффарова, кандидат философских наук, передала мне текст одной родословной. Пользуясь случаем, благодарим ее за интерес и внимание к данной проблеме. Данный документ представляет собой лист бумаги размером 18x22 см, на котором коричневыми чернилами в арабской графике записаны родословные Джавыш би и татарского "Племени Мин".

    Тексты этих родословных оказались материалами, высланными в адрес газеты "Йолдыз" из Пермской губернии, деревни Елпачиха, расположенной возле города Оса, Хуббиходжой Тюмесевым.

    Родословные, посланные Тюмесевым, очень важны для уяснения генетической связи пермских татар с Татарстаном: факт родственности Гайнинских татар с Казанью подтверждался и в рукописном источнике "Кысса Гайни", опубликованном нами несколько лет назад.1 Следовательно, все больше становится доказательств того, что пермские татары являются частью татарского народа.

    В обеих родословных содержатся исторические легенды, а в "Родословной Джавыш би" представлена еще и большая таблица рода. В "Родословной племени Мин" такой родовой цепочки нет. Судя по записи, сделанной Хуббиходжой Тюмесевым, он сделал копию лишь одной шестой части источника. Думаем, что оставшаяся часть источника повествует о родовой цепочке "Родословной племени Мин" и легендах, относящихся к этому роду. Однако даже сохранившаяся часть материала вносит достаточную ясность в этническую историю пермских татар.

    Данный документ также немало способствовал выяснению этнических корней народа, проживающего в Пермской области, называемого "башкиры" и говорящего на татарском языке. В январе 1999 года был опубликован большой труд видного историка и этнографа Дамира Исхакова "От средневековых татар к татарам нового времени" (Казань, 1998. - 2754 с.), посвященный этнической истории. В этой книге установлен факт называния в русских источниках "башкирами" иштяков, живших в Пермской губернии и к северу от Уфы и говоривших на татарском языке; автор также открыл, что народ, живший в Уфе и Южнее Уфы, до XVII века назывался народом Ногайской Орды - ногайцами.

    Тексты только что найденных родословных дают информацию, подтверждающую правильность выводов автора книг.

    Названные нами родословные обе также написаны на чистейшем татарском языке и дают немало интересных фактов, касающихся языка, истории, антропонимики.

    В обеих родословных есть элементы родоплеменной родословной. Обе они связаны с другими татарскими родословными и потому достойны изучения в контексте всех общетатарских генеалогических источников. Дадим краткую историческую характеристику этих генеалогий.

    "Родословная племени Мин"

    Объем - 1 страница, текст с сокращениями, в форме отрывков.

    В родословной говорится о том, что племя Мин владело землями от истоков Камы до устья Белой, а также взяло во владение земли от истоков Белой до рек Дим и Кармасан. Указано, что права на эти новые земли записаны в документе договора от 9 февраля 1567 года.

    Более полные три варианта этой родословной были включены в книгу доктора исторических наук Р.Г.Кузеева "Башкирские шежере".(1) Хотя эти родословные относят к башкирам, в них на чистейшем татарском языке повествуется о Чингис-хане и татарском би - Урадач би. Именно поэтому мы причисляем этот документ к истории татар, включенных в сословие башкир. Если попытаться сделать текстологический анализ документов, начинает высвечиваться немало важных деталей. Учитывая, что эти детали содержат очень значимые для истории мысли, мы остановимся на них специально.

    Дата "1567 год, февраль", имеющаяся в текстах Р.Кузеева, вызывает большое сомнение, т.к. поскольку подобное летосчисление было принято только при Петре I в 1700 году. Во-вторых, в опубликованных текстах совершенно не встречаются политонимы нугай и башкир.

    В-третьих, окрестности Уфы в 1567 году еще не были захвачены ни одним русским князем, там хозяйничали ногайские мурзы. Именно поэтому опубликованные тексты родословных, взятые применительно к территории современного Башкортостана, превращаются в совершенно абсурдные документы.

    Когда же в 1552 году Московское княжество завоевало Казанское ханство, земли ханства вдоль Камы также попали под власть Москвы и пермские татары - подданные Казанского ханства - в 1567 году были вынуждены "добровольно" подчиниться победителю.

    Из документа не ясно, когда племя Мин пришло на берега Камы.

    Теперь немного о "Родословной Джавыш би", записанной Хуббиходжой Тюмесевым. Джавыш би и Инсан би считаются родоначальниками Гайнинской общины. Они жили у истоков Камы в крибе Атчар. Оттуда их дети по Каме расселились на реку Тол и до устья реки Белой. Как видно из текста, род Инсана би платил дань ногайским мурзам. Когда сборщики дани надругались над женщинами рода Инсана би, их аксакал Акбай поехал в Чердынь, бил челом Московскому воеводе и попросил его взять земли под свое начало. Сыновья Акбая обязались платить за это Ивану Васильевичу по куньей шкуре с каждого двора. Русский царь Иван Васильевич принимает делегацию с большим удовлетворением и дает им грамоту на их земли, расширив тем самым границы своей власти. В родословной сообщается, что эти события происходили уже после взятия русскими Казани. О договоре хлопотали Акбай и Али, а также сын Али Тарберди: таким образом, не исключено, что башкирская легенда о добровольном присоединении башкир в 1557 году к Московскому государству имеет под собой реальное событие - договор от 20 мая 1567 года упомянутый в "Родословной племени Мин".

    Похожие события изложены и в опубликованном нами историческом источнике "Кысса Гайни", записанном или переписанном Муртазой Аптуковым в 1940 году в селе Бай Бардинского района Пермской области.(2)

    В "Кысса Гайни" рассказывается история людей по имени Гайнеддин и Арманших, прибывших из Бухары в Казань. Оставив одного из своих родственников в Казани, они поднимаются вверх по Каме и обосновываются на берегах реки Тол. В тексте сообщается, что по имени Гайнеддина эти земли и стали называться Гайнинскими. В примечании, написанном нами к этой кыссе, говорилось о том, что название "Булгар", возможно было записано как "Бухар". Правдоподобность этого предположения доказывается аналогичным фактом в родословной "Джавыш би". Действительно, встречались случаи, когда образованные люди более поздних эпох вместо малоизвестного Булгара писали известную в их время Бухару.

    Сын Джавыша би Инсан би приехал из города Булгар в Чердынь и обосновался там. Когда Иван Васильевич отвоевал Казань у хана Булгарского улуса, Инсан би начинает жить под его властью.

    Судя по фактам, содержащимся в этой родословной и в "Кысса Гайни", Чердынь была административным центром Пермского края. Через Чердынь местные татары поддерживали связь с Москвой. Следовательно, Чердынь была административным центром Казанского ханства на берегах Камы, а позже там, видимо был посажен Московский воевода. Эта мысль может быть подтверждена и некоторыми музейными экспонатами. Например, известно, что в музее Перми есть хорошо сохранившиеся военные доспехи и оружие татарского военачальника. В "Родословной Джавыш би" сохранились и характерные для родословных каждого древнего татарского племени этноним, клич, название дерева, птицы, тамга. Судя по этим знакам, род относится к племени Боркыт, жившему в XIV веку у устья Белой и по берегам Камы. В Башкортостане и Татарстане было найдено несколько версий родословной этого племени. В одной из них упоминается о том, что би племени Боркыт пришли из Крыма.

    Племенные атрибуты, содержащиеся в родословной Джавыш би, были выданы главам татарских племен самим Чингис-ханом (3) и об этом говорится в литературно-публицистическом произведении XVII века "Дастан Чин-гизнамэ".

    История родоначальников из родословной - Джавыш би, Инсан би, Ихсан би, Сулей(ман)а - очень похожа на родословную Джадаш бека из литературного источника. Когда в городе Буляр умер Джадаш бек, город был захвачен Аксак Тимуром, а население вырезано. Выжившие после резни Ихсан бек и Инсан бек покинули Буляр. Их народ назывался "Барадж". Инсан бек переселился на Горную сторону, а Ихсан бек остался по берегах Зеи, приводятся и их родословные.(4)

    Некоторые сходные моменты из этих двух родословных помогают понять "темные" места в "Родословной Джавыш би". Например, его клич в рукописи читается "Бирух". Смысл такого клича не ясен. Возможно, переписчик был невнимателен и что-то упустил. Мы думаем, что слово читается как "Барадж". Что касается имен Джадаш и Джавыш, то, вероятно, здесь та же невнимательность переписчика. Исходя из данных сравнений, мы можем предполагать, что в XIV веке в городе Буляр жили и представители татарского племени Боркыт.

    Теперь можно сделать некоторые обобщения. В пермские земли татары пришли не позже XIV века и их этническая история неотделима от истории поволжско-уральских татар.

    Видимо, во времена Казанского ханства эти земли находились в его управлении и за край шел спор с Ногайской Ордой.

    Существовавшее в Пермском крае племя иштяков (угорское) отатарилось.

    Административным центром запермских татар считался город Чердынь. Он первый раз упоминается в 1472 году. Видимо, он был построен казанским ханом Ибрагимом.

    "Иштяками" назывались представители угороязычного этноса, ассимилированного татарами, обосновавшимися в Пермской области. Если бы они были татарифицированы уже в Сибири, они бы сохранили диалектальные языковые особенности сибирских татар. Но здесь они соотнесены с системой среднего диалекта татарского языка.

    Транскрибированный текст родословной Хуббиходжа Тюмесева:

    "Я написал эту родословную одну часть из шести. Если потребуются оставшиеся части, попросите, скопировав, отправим. Написали вы, что будет включено в сокращенном виде. По этой причине не было выслано в подробном виде.

    Собрав бумаги с 14 людей на землю, подаренную государем, отвезли в Москву и внесли в книгу, завладели ею 14 человек: от истока Камы до устья Белой и от истока Белой поделили берега рек Демы и Кармасан. В 1567 году, оказывается, записали условия.

    Концовка переписки:

    ...Подать, выплачиваемая великому государю, 1161 куньих шкурок и 8 батманов (1 батман = 4 пуда) меда писано в Москве в 1567 году в 9 день февраля лето, осень издания указа нашего милостивого государя, устроил подьячий Иван Яков, в 1567 году в 20 день мая сбор подати плательщик башкирский князь Янбакты сын Кудаша, Уразлы сын Урмана, Махсуд сын Диниса, Кумачан сын Яик-сабы со спутниками князь Янбакты сын Кудаша со спутниками. Древние предки Джавыш би Гайны Инсан би в строке, откуда начинается Кама, жили в крибе Атчар. Его дети не спеша, постепенно дошли до реки Тол, даже достигли до Белой и обосновались. Государь дал в дар эти обжитые земли вместе с обоими берегами Белой.

    Этот Акбай отказался от Нугай хана. Когда начальники Нугай хана пришли за податью, по причине того, что надругались над их женщинами, этот Акбай пошел вверх по Волге в Чердынь к государю Ивану Васильевичу зимой на санях (лыжах), бил челом и просил жалованную грамоту, обещая с каждого подворья по куньей шкурке. Государь с радостью дал жалованную грамоту земли и воды за то, что они сами обещали. После того он с Акбаем, Али и сыном Али Тарберди договорились, что, раз куньих шкурок не нашлось, попросили у государя: "На нашей земле куниц нет, если вместо низ расплатимся деньгами, примешь ли?". Государь принял.

    Когда государь московский Иван Васильевич отвоевал у булгарского хана Казань, Инсан би бил челом государю московскому.

    Инсан би прибыл из Булгара в Чердынь и жил там.

    Родословная

    I поколение

    1.Джавыш

    II поколение

    2. Ихсан би 1

    3. Инсан би 1

    III поколение

    4. Ашай би 2

    5. Тайыш би 2

    6. Аксыл би 2

    7. Бикбулат (би) 2

    8. Акта 3

    IV поколение

    9. Сулейман 8

    V поколение

    10. Азикдар 9

    11. Бичиби 9

    VI поколение

    12. Акгилде 10

    13. Азамат 10

    14.Мемет 11

    VII поколение

    15. Килей 12

    16. Меметкул 13

    17. Урсай 14

    VIII поколение

    18. Йанбакты 15

    19. Уракбай 16

    20. Али 16

    21. Йанбагыш 17

    IX поколение

    22. Байсыйбы 18

    23. Темирбай 19

    24. Тарберди 20

    25. Мурзакай 21

    X поколение

    26. Кузай 22

    27. Вечкей 23

    28. Карачура 24

    29. Камыйш 25

    XI поколение

    30. Атнаш 26

    31. Утай 27

    32. Кульчура 28

    33. Кучебаш 28

    34. Тиленчи 29

    XII поколение

    35. Аптынбай 30

    36. Илькей 30

    37. Мулла Бахтик 31

    38. Чувак 32

    39.Тюкчура 32

    40. Чужтак 32

    41. Урустемир 33

    42. Абдал 34

    XIII поколение

    43. Альмекей 35

    44. Альмухаммад 35

    45. Габдурахман 35

    46. Хамза 35

    47. Тимач (Тюмесевы) 36

    48. Шариф 37

    49. Йукач 38

    50. Анбаблы 39

    51. Тюлекей 40

    52. Алиш 41

    53. Хусейн 42

    54. Газиз 42

    XIV поколение

    55. Валишах 43

    56. Мулла Габдуннасыйр 43

    57. Хабибулла 43

    58. Гыймаш 43

    59. Шемкей 46

    60. Зюлькарнайн 46

    61. Хабибулла 46

    62. Гыймаш 46

    63. Масгуд (Масгудовы) 47

    64. Мансур (Мансуровы) 47

    65. Габдурахман 47

    66. Рафик ахун 47

    67. Худхуд мулла (Адутовы) 47

    68. Айукулак 47

    69. Габдулвагаб 47

    70. Пудур 49

    71. Кийек 50

    72. Сюлей 51

    73. Ишей 52

    74. Салих 53

    XV поколение

    75. Сейфельмулюк 63

    76. Шарифкул 64

    77. Гайса 65

    78. Фарахшад 66

    79. Казимухаммад 66

    80. Мухаммади 67

    81. Хамид 69

    82. Баукей 70

    83. Мустак 71

    из деревни Джиматай

    84. Байсары 72

    85. Исенгельди 73

    деревни Султанай

    86. Сейфульмулюк 74

    XVI поколение

    87. Нурджиган 75

    88. Габдулхалик 76

    89. Альмадшах 77

    умер в 1911 году, 2 марта на 5 году

    90.Асфандийар 78

    91. Мухаммаднийаз муэдзин 79

    92.Багауддин кантон 80

    93.Шигабуддин 80

    94.Гималеддин 80

    95.Ихшад 82

    96.Уразман деревни Сараш 84

    97. Абульбагид 86

    селенье Барда

    98. Мухаммад хаджиб 87

    99. Садыйк мулла 88

    100. Мухаммад суфий 89

    101.Мухаммадйар 90

    102.Гайнутдин 92

    103.Хаджи Низамуддин кантон 93

    104.Хуснуддин 93

    105.Камалуддин кантон 94

    106.Ахмаджан 94

    XVIII поколение

    107. Ахмадгали гласный 98

    108. Габдулхалик 99

    109. Хубби ходжа 100

    (пишущий это)

    110. Мухаммадулла 101

    111. Мустафа 102

    112. Муртаза хаджи 103

    113. Ахмаджан 103

    114. Нигматжан тюре 103

    115. Шагаруддин 104

    116. Хайруддин 104

    117. Низамуддин 106

    XIX поколение

    118. Мухаммаднакий 107

    119. Габдурахман 108

    120. Габдуласрар 109

    (это уже 19 поколение)

    121. Йагкуб хаджи Адутов 111

    (сейчас муаллим в "Мухаммадии")

    122. Сайиджан 112

    123. Гарифджан имам 113

    124. Мирзаджан 114

    125. Шигабуддин 115

    126. Хайрульгабидин 116

    XX поколение

    127. Габдулахад 122

    128. Хаким учитель 124

    129. Мухаммад 125

    130. Фасихудлдин 126

    Наш род - "Каккук" (кукушка)

    Наш клич - "Бирух" ("Барадж"?!)

    Наша птица - "Худхуд " (удод)

    Наше дерево - "клен вирс"

    Наша тамга - "4" - амза

    Имена, окруженные красным кругом, сейчас живы-здоровы, все в селении Удик, селение по-русски Йалпачиха.

    Примечания

    1. Шежере башкир племени Мин. Транскрипция и др.// Башкирские шежере. -Уфа, 1960. - С.50-70.

    2. Историческое предание об образовании пермских татар // Сборник: Пермские татары. - Казань, 1983. - С.161-163. Его рукописный текст предоставил нам младший научный сотрудник Института языка, литературы и искусства им.Г.Ибрагимова А.Н.Хайруллин, за что мы выражаем ему нашу благодарность. Рукопись источника хранится в хранилище данного института в 99 коллекции

    3. Эхмэтжанов М. Урал ягы татарларынын тарихы // Идел. - 1995. - № 12. - Б.47.; Уфа, Тарих, тел, эдэбият институты фэнни архивы: Беренче археографик экспедиция, 1973. - Б.112. ("Буркат бинен, улы Таргай би Кырумдан килде". - Кырмыскалы р.Иске Баеш авылы шэжэресе)

    4. Эхмэтжанов М. Нугай Урдасы hэм анын татар этник тарихына менэсэбэте // Идел. - 1993. - № 12. - Б.64.

    было опубликовано в журнале "Идел"



    Источник: http://barda-perm.narod.ru/perm/rodoslov-tat.htm


    Золотое наставление

    Слово поэта Мухаммедьяра

    Со времен Казанского ханства до наших дней сохранился ряд имен поэтов, живших в основном в XV и первой половине XVI века.

    Одним из первых казанских поэтов можно считать Асана Кайгу, который творил в первой половине XV века. Он жил при дворе хана Улуг-Мухаммеда. После смерти хана Асан Кайгу удалился в Ногайскую Орду и продолжил свое творчество среди кочевых татар. Могила поэта находится в казахстанской степи. Асан Кайгу был импровизатором, его песни широко распространились среди тюрок Восточной Европы и Азии, а творческое наследие стало общим для татар, казахов, киргизов, каракалпаков и ногайцев.

    В истории Казанского ханства известны также имена прозаиков и поэтов ханов Мухаммеда Эмина и Сафы Гирея, Гарифбека, Максуди, Кул Шарифа, Касим шейха, Мухаммедьяра, Аднаш хафиза и других мастеров слова. Эти имена свидетельствуют, что Казань жила довольно богатой литературной жизнью. Мухаммедьяр в своей поэме «Тухфа-и мардан» («Дар мужей») в 1539 году отмечает:

    «Удивительно, этот город полон поэтами малыми и великими».

    Имя поэта Мухаммедьяра стало известным в науке в середине XIX века. Видный русский тюрколог И.Н. Березин в 1846 году обнаружил в «Азиатском музее» в Санкт-Петербурге рукопись поэмы Мухаммедьяра «Тухфа-и мардан», описал ее и дал ей высокую оценку. Однако это открытие надолго забылось. Лишь спустя почти столетие имя Мухаммедьяра и его произведения были открыты вторично. Известный татарский поэт, драматург и филолог Наки Исанбет в 1940 году обнаружил другое рукописное произведение поэта Мухаммедьяра – поэму «Нур-и содур» («Свет сердец»). С тех пор имя поэта и его творческое наследие становятся хорошо известными в истории татарской литературы.

    Сохранились две поэмы и одно стихотворение Мухаммедьяра, написанные на татарском литературном языке XVI века. Произведения поэта посвящены философско-нравоучительным темам.

    Время, в котором жил и творил Мухаммедьяр, было очень сложным. В столице Казанского ханства, где он жил, шла борьба противоборствующих кланов. Одни поддерживали независимость Казани, другие тайно выражали симпатию к власти московского князя, третьи выступали за союз с Крымским ханством. Все эти разногласия беспокоили Мухаммедьяра. Он считал, что государство сильно своим единством. Поэт пишет, что угрозу государственности представляют не кафиры, враги ислама, а разлад в обществе. Размышления об этом поэт подкрепляет своего рода философскими притчами. Основной мотив в творчестве Мухаммедьяра – любовь к человеку. Он хочет видеть человека честным, справедливым, умным, скромным и красивым.

    Поэма «Тухфа-и мардан» была завершена в Казани в январе 1540 года во время правления хана Сафы Гирея. Мухаммедьяр хочет пробудить людей к активной деятельности, выступает против эгоизма личности, проповедует честную общественную жизнь. Автор осуждает кичливость, стремление к наслаждениям, призывает быть защитником слабых и бедных.

    Поэма «Нур-и содур» также содержит проповедь высоких морально-этических норм в обществе.

    Мухаммедьяр дал золотые наставления своему народу для руководства мирской жизнью. История свидетельствует, что в Казани тогда были нечестные властители, которые предали страну, лицемерили, убивали. В то же время были личности и народ, которые до последней капли крови стояли за правду, свободу, почитали дух предков, и среди них – Мухаммедьяр.

    Биография Мухаммедьяра, этого крупного представителя татарской поэзии первой половины XVI века, оставалась до последних лет слабо изученной. Известно было, что он в 1540– 1541 годах жил в Казани, являлся горячим, но трезвым защитником независимости татарского государства. Для него чужды были мысли о конфронтации мусульман и христиан. Он считал, что государству вредят не христиане, а аморальные дела и поступки.

    Мухаммедьяр был близок к государственным кругам Казани. Ему доверили почетное звание хранителя могилы выдающегося государственного деятеля и поэта хана Мухаммеда Эмина. Это был весьма почетный пост для того времени.

    Предка Мухаммедьяра происходили из известной мусульманской религиозной фамилии, принявшей ислам еще во времена пророка Мухаммеда. Они являлись последователями суфизма. Их знали как в Казанском ханстве, так и в Ногайской Орде и в Сибирском ханстве. До нас дошла в трех списках родословная Мухаммедьяра под названием «Шеджере Шаеха Дирбеша».

    Мухаммедьяр сын Махмуда хаджи родился примерно в 1497 году в семье духовного лица. С молодости он находился в Казани, восхищался делами Мухаммеда Эмина, Сахиба Гирея, Сафы Гирея, был сторонником Сююнбике и, естественно, врагом касимовского царя Шаха Гали. Мухаммедьяр был также тесно связан с государственными деятелями Ногайской Орды.

    В июне 1549 года царица Сююнбике направляет Мухаммедьяра своим представителем в Москву. Но дипломатическая миссия из Казани по пути в Москву загадочно пропадает. Правитель Ногайской Орды Юсуф письмом от 28 июля 1549 года обращается к Московскому правительству с вопросом о судьбе представительства и просит вернуть переводчика Мухаммедьяра обратно на родину.

    В своем ответе от 8 августа 1549 года Великий князь Иван Васильевич бесцеремонно отвечает, что «Магмедьяра толмача Казанского убили наши люди в Муроме». Главным виновником убийства был, видимо, лицемерный касимовский царь Шах Гали, враг Сююнбике и Казани. Великий поэт погиб, добросовестно служа своему народу...



    Источник: http://kazadmin.narod.ru/history/1000years/ahmetzianov.html




    ← назад   ↑ наверх